Балансировка колес
Балансировка колес проводится с целью предупреждения их вибрации. Рекомендуется проводить ее после замены шин, потери балансировочных грузиков, а также при проведении ТО-1 и ТО-2. Дисбаланс колес опасен тем, что затрудняет управление автомобилем, приводит к преждевременному износу элементов рулевого управления и покрышек. В процессе эксплуатации необходимо проводить статическую балансировку всех колес легкового автомобиля. Эта процедура выполняется непосредственно на автомобиле с применением балансировочных грузиков, которые прикрепляются к ободу колеса пластинчатым пружинным держателем, входящим под борт покрышки.
На первом этапе колеса очищаются от грязи, проверяется состояние покрышек и правильность ее посадки на диск. Балансировка передних колес проводится на своих ступицах, а задние колеса балансируются на одной из ступиц переднего колеса. Далее ослабляют затяжку подшипников ступицы и проверятся легкость ее вращения.
Чтобы выявить дисбаланс вывешенное колесо несколько раз вращают. Из наблюдений за тем, в каком положении оно останавливается, делается вывод о его дисбалансе. Явным признаком дисбаланса является его постоянная остановка в одном и том же положении. Помимо вращения колесо разворачивают в определенное положение. Если оно сбалансировано, то самопроизвольно поворачиваться не должно.
Детально процедура балансировки выглядит следующим образом:
- при обнаружении дисбаланса у колеса снижают давление в его шине до 0,2 - 0,3 атм (0,02 - 0,03 МПа) и снимают балансировочные грузики;
- вращают его по часовой стрелке, и отмечаю мелом верхнее положение, в котором колесо остановилось. Повторяют те же действие, только вращая колесо против часовой стрелки. Полученное расстояние между двумя отметками делят пополам и ставят соответствующую метку;
- по обе стороны метки устанавливают по одному грузику. Снова вращают колесо, следя за тем, в каком положении оно остановится. Если грузики оказались внизу - значит их веса вполне достаточно и колесо сбалансировано. В противном случае вес грузиков увеличивают до того момента, пока их тяжести не окажется достаточно для балансировки колеса;
- далее добиваются остановки колеса в любом положении после вращения. Это так называемое безразличное равновесие. Достигается оно путем раздвижения только что установленных грузиков на равные расстояния в обе стороны;
- по завершении балансировки проводят затяжку подшипников ступиц до прежних значений, а шины автомобиля накачивают до рекомендованных параметров.
В целях своевременного выявления раз балансировки колес необходимо регулярно проверять давление в шинах автомобиля, а также следить за износом протектора. Неравномерный и интенсивный износ рисунка протектора - явный признак дисбаланса колес автомобиля. В этом случае, независимо от сроков проведения технического обслуживания, необходимо провести проверку балансировки.